Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

Положение о нормах профессиональной этики
педагогических работников
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Анадыря»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании федеральных законов
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных
законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических
работников, указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных
служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» (принятой 05 октября 1966 г.
специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей),
Декларации профессиональной этики Всемирной организации учителей и
преподавателей (принятой на III международном конгрессе Всемирной организации
учителей и преподавателей (EducationInternational), состоявшемся 25-29 июля 2001
г. в Йомтиене, Таиланд).
1.2. Настоящее
Положение
дополняет
правила,
установленные
законодательством Российской Федерации об образовании.
1.3. Положение представляет свод общих принципов профессиональной
этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической
деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и
российской школы, а также на международных стандартах и правилах
педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем
педагогическим работникам муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Анадыря (далее – школа)
независимо от занимаемой ими должности.
1.4. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как
предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства
об образовании.
1.5. Настоящее Положение служит целям:
1.5.1. повышения доверия граждан к школе,
1.5.2. установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности
педагогических работников и их профессионального поведения для достойного

осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения
эффективности выполнения должностных обязанностей;
1.5.3. содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм
поведения педагогических работников;
1.5.4. регулирования
профессионально-этических
проблем
во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их
совместной деятельности.
1.6. Положение служит основой для формирования взаимоотношений,
основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической
деятельности в общественном сознании.
1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является
обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.8. Каждому педагогическому работнику следует принимать все
необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник
образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника школы
поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.9. Педагогический
работник,
осуществляющий
педагогическую
деятельность или поступающий на работу в школу, вправе изучив содержание
настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться
от педагогической деятельности в данной школе.
2. Нормы профессиональной деятельности
педагогических работников школы
2.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны
сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические
работники должны соблюдать следующие этические принципы:
 законности;
 честности;
 объективности;
 гуманности;
 компетентности;
 демократичности;
 независимости;
 профессионализма;
 тщательности;
 взаимоуважения;
 справедливости;
 конфиденциальности.
2.3. Педагогические
работники,
осознавая
ответственность
перед гражданами, обществом и государством, призваны:
2.3.1. оправдывать доверие и уважение общества ксвоей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
2.3.2. исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы школы;
2.3.3. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как
школы в целом, так и каждого педагогическогоработника;
2.3.4. осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

2.3.5. не оказывать предпочтения каким-либо социальным группам и
организациям,
быть
независимыми
от
влияния
отдельных
граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
2.3.6. соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния
на свою профессиональную деятельность решений политических партий и
общественных объединений;
2.3.7. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных
(финансовых)
и
иным
интересов,
препятствующих
добросовестному исполнению должностных обязанностей;
2.3.8. уведомлять администрацию школы обо всех случаях обращения к ним
каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
2.3.9. соблюдать
установленные
действующим
законодательством
ограничения и запреты;
2.3.10. проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками
отношений в сфере образования;
2.3.11. проявлять уважение к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию;
2.3.12. придерживаться правил делового поведения и этических норм,
связанных с осуществлением возложенных на школу социальных функций;
2.3.13. принимать
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших
случаев конфликта интересов;
2.3.14. быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
2.3.15. обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных
знаний и навыков;
2.3.16. поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав
человека через образование;
2.3.17. не терять чувство меры и самообладания;
2.3.18. соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;
2.3.19. постоянно стремиться к как можно более эффективному
распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
2.3.20. поддерживать порядок на рабочем месте;
2.3.21. соблюдать деловой светский стиль одежды, опрятность, аккуратность
и чувство меры во внешнем виде.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников
является культура речи, проявляющаясяв их умении грамотно, доходчиво и точно
передаватьмысли, придерживаясь следующих речевых норм:

ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского
литературного языка;


содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и
информативности обращения;

логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и
обоснованность изложения мыслей;

доказательности, включающей в себя достоверность и объективность
информации;

лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

уместности, означающей необходимость и важность сказанного
применительно к конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельностипедагогические
работники обязаны воздерживаться от:
2.5.1. поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном
исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также
конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету
школы;
2.5.2. пренебрежительных отзывов о деятельности своей школы или
проведения необоснованных сравнений его с другими школами;
2.5.3. преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
2.5.4. проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
2.5.5. любого вида высказываний и действий дискриминационного характера
по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейногоположения, политических или
религиозных предпочтений;
2.5.6. высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления
в адрес определенных социальных, национальных или конфессиональных групп;
2.5.7. резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных
с физическими недостатками человека;
2.5.8. грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости,
предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
2.5.9. угроз,
оскорбительных
выражений
или
реплик,
действий,
препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное
поведение;
2.5.10. поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям
закона, нравственным принципам и нормам.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие
меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации,
за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность;
2.7. Во время любых учебных занятий и официальных мероприятий
не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона
должен быть отключен.

2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между
педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов школы
в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать
в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в администрации
за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
3. Обязательства педагогических работников
перед учащимися
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия сучащимися:

признают уникальность, индивидуальность и определённые личные
потребности каждого;

сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном
уважении;

стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и
применения его потенциала;

выбирают такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

при оценке поведения и достижении учащихся стремятся укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;

защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить
их от физического и (или) психологического насилия;

принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального
домогательства и (или) насилия;

осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность
во всех делах, затрагивающих их интересы;

прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав
человека;

применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм
и состраданием;

гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда
использованы как идеологический или религиозный инструмент.
3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогические работники
обязаны воздерживаться от:

навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

оценки их личности и личности их законных представителей;

предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей
учащихся;

отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки учащихся, а также из-за отсутствия времени

для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо оговорить
время консультации, удобное для обеих сторон;

требования платы за образовательные услуги (консультации, подготовку
к олимпиадам и т.п.);

проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной
агитации;

употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения
должностных обязанностей;

курения в помещениях и на территории школы.
4. Обязательства педагогических работников
перед законными представителями учащихся
4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными
представителями учащихся должны:

помнить, что большинство обратившихся законныхпредставителей
учащихся, как правило, столкнулись струдностями, неприятностями или даже
бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их
настроение и их мнение о педагогических работниках и работе школы в целом;

начинать общение с приветствия,

проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание
помочь;

выслушивать
объяснения,
не
перебивая
говорящего,
проявляя
доброжелательность и уважение к собеседнику;

относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам,
инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется,
спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;

выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы,
при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

разъяснить при необходимости требования действующего законодательства
и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий
сообщить координаты полномочного лица).
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся
педагогические работники недолжны:

заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;

перебивать их в грубой форме;

проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

разглашать высказанное учащимися мнение о своих законных
представителях;

переносить свое отношение к законным представителям учащихся
на оценку личности и достижений их детей.

4.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы
поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка
и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выбор самой оптимальной
и подходящей для их ребенка формы работы.
4.4. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых
замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную
ситуацию или скандал.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя
учащегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
5. Обязательства педагогических работников
перед коллегами
5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные
мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся
в начале своего профессионального пути;

поддерживают и продвигают их интересы;
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники
обязаны воздерживаться от:

пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников
или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

обсуждения их недостатков и личной жизни.
6. Обязательства педагогических работников
перед администрацией школы
6.1. Педагогические
работники
выполняют
разумные
указания
администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном
действующим законодательством.
6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические
работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
7. Обязательства администрации школы
перед педагогическими работниками
7.1. Быть
для
других
педагогических
работников
образцом
профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию
в школе благоприятного для эффективной работы морально-психологического
климата.
7.2. Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений
каждого педагогического работника.
7.3. Ограждать
педагогических
работников
от
излишнего
или
неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят

в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей
учащихся.
7.4. Представителям администрации следует:

формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Положения;

быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм
настоящего Положения;

помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;

пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости,
лицемерия в коллективе;

обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности
школы с тем, чтобы не допуститьсомнений в законности действий педагогических
работников.
7.5. Представитель администрации не имеет права:

перекладывать свою ответственность на подчинённых;

использовать служебное положение в личных интересах;

проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;

создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей;

предоставлять покровительство, возможность карьерного роста

по признакам родства, землячества, религиозной, принадлежности, личной
преданности, приятельских отношений;

демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те
или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять,
награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и
нематериальным ресурсам;

умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Ответственность за нарушение настоящего Положения
Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как
неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих
обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет
моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством
дисциплинарных взысканий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».